Классификация русского романса

В середине восемнадцатого века в русской культуре обозначилось совершенно новое, пришедшее из Западной Европы явление — романс. Музыкальный жанр получил самый непосредственный и горячий отклик в сердцах людей разнообразных социальных слоев. С одинаковой душевностью звучали романсы на званых балах дворянской знати и из дряхлой повозки ломового извозчика. В середине девятнадцатого века данный жанр разветвляется на несколько поджанров. Следует рассмотреть классификационные особенности каждого из них.

Характеристики видов романса в России

Городской романс:

  • конкретизированные образы;
  • трагическое самоощущение лирического героя;
  • осознание невозможности счастливой любви;
  • преобладание меланхолично-минорных нот в музыкальном построении.

Жестокий романс:

  • сюжет строится на семейно-бытовых взаимоотношениях;
  • насыщен множеством образов, берущих свои истоки из народного фольклора;
  • трагическая, жестокая развязка художественного конфликта (убийство, самоубийство или преждевременная смерть, вызванная обстоятельствами).

Цыганский романс:

  • предельно эмоциональная манера исполнения;
  • специфический гитарный аккомпанемент;
  • основная тематика текстов — страстные любовные переживания персонажей;
  • произведение могло быть исполнено на двух языках — русском и цыганском.

Казачий романс — авторская песня, отличающаяся от вышеперечисленных поджанров узкой, локальной тематикой, присущей различным этническим группам казаков.

Культурный феномен

Романс, претерпев множество метаморфоз на пути становления, и по сей день затрагивает самые чуткие уголки русского сердца. Полностью ассимилировавшись в искусстве нашей страны, он стал своего рода национальным культурным феноменом и обрел особое, ни с чем не сравнимое звучание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *